Центральная роль в организации учебно-методической работы принадлежит кафедре. Содержание учебно-методической работы направлено в конечном счете на достижение учебных целей, закрепленных в учебных программах и тематических планах.
Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава кафедры находится в прямой зависимости от уровня методического мастерства преподавателей, поэтому учебно-методическая работа является неотъемлемой частью учебного процесса.
Учебно-методическую работу на кафедре «Сервис» организует и контролирует заведующий кафедрой. Он несет ответственность за ее состояние: эффективность и качество, уровень организации и обеспечения учебного процесса.
Учебно-методическая работа кафедры представляет собой целостную систему форм и методов, планомерно и целенаправленно применяемых основными организационно-методическими структурами кафедры и преподавателями в целях повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, научной организации педагогического труда и совершенствования методического мастерства преподавателей. К основным задачам учебно-методической работы кафедры относятся:
- организация и проведение научных исследований по вопросам преподавания отдельных дисциплин и внедрение их результатов в учебный процесс;
- совершенствование методики проведения всех видов учебных занятий, использование активных форм и методов обучения;
- разработка учебно-методических и дидактических материалов;
- обобщение и анализ результатов изучения учебных дисциплин кафедры, оперативное принятие мер по совершенствованию методики преподавания;
- разработка учебных и тематических планов, учебных программ, структурно-логических схем изучения дисциплин;
- повышение научного и профессионального мастерства преподавателя;
- сбор, обобщение и анализ отзывов о профессиональной деятельности выпускников, разработка предложений по устранению недостатков в организации учебно-воспитательного процесса.
Учебно-методическая работа планируется на учебный год самостоятельным разделом в общем годовом плане кафедры и детализируется в месячных планах. В плане обычно указываются тематика заседаний кафедры, показных, открытых и пробных занятий, вопросы, связанные с повышением научного уровня профессорско-преподавательского состава, работой учебно-методического кабинета.
Основными формами учебно-методической работы кафедры являются:
- заседания кафедры;
- методические конференции и совещания;
- методические занятия - показные, открытые, пробные, а также лекции, доклады, сообщения по вопросам методики;
- разработка и совершенствование учебно-методических материалов;
- совершенствование материально-технического обеспечения учебного процесса;
- проведение педагогических экспериментов и внедрение их результатов;
- изучение и реализация в учебном процессе требований руководящих документов и передового педагогического опыта;
- проведение контроля учебных занятий.
Ведущей формой учебно-методической работы являются заседания кафедры. Они проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания посвящаются вопросам совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы со студентами, подготовки научно-педагогических и научных кадров, повышения квалификации личного состава кафедры. Здесь же рассматриваются вопросы выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, результаты контроля учебных занятий. Делаются доклады по теоретическим проблемам, научные доклады и сообщения по результатам диссертационных исследований, обсуждаются монографии, статьи и работы, подготовленные к изданию.
В интересах решения указанных задач на кафедре организуется учебно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, включающее два основных компонента - теоретический и практический. В рамках теоретической составляющей осуществляется выработка единой системы методической работы, создаются основные планирующие документы:
- тематические планы и программы по дисциплинам кафедры;
- структурно-логические схемы преподавания учебных дисциплин;
- планы семинарских и практических занятий, индивидуальных собеседований;
- тематика курсовых, контрольных работ и рефератов;
- наглядные пособия, дидактические материалы.
Кафедра вуза разрабатывает и структурирует эти методические средства и делает их приемлемыми для использования в учебном процессе.